люди очень любят рассуждать о жизни и смерти. когда танатос увидел это впервые, то очень удивился – совсем как боги – подумал он, не до конца понимая, что стоило сказать наоборот – что люди как боги. и с каждым разом, наблюдая со стороны над скорбящими у постели того, кто вскоре должен был их покинуть, тан чувствовал, как шевелится в голове это воспоминание.
для смерти нет чисел в календаре. он существует уже так долго, что ему нет никакой разницы, как долго длится на поверхности зима. неважно, сколько проходит времени – люди всегда сперва беспокоятся о своих физиологических потребностях, и основная из них, без сомнения, иметь право умирать.
возможно, танатос единственный, кто максимально близко подошел к этому феномену. богам неведомо, каково это, а задавать вопросы — стыдно.
только не загрею. не лицу, о котором он так навязчиво слышит в последнее время, не имея возможности скрыться от этих новостей даже среди белоснежных сопок, мороза и инея.
когда танатос впервые слышит о том, что принц загробного царства сбежал, он не верит в слухи. в конце концов годы, отданные на них вдвоем были так длинны и одновременно коротки. воплощение смерти не хотело признаваться, но оно привыкло, что так всегда будет. что загрей никогда не заинтересуется (а если и заинтересуется, то не станет бежать) тем, что наверху, и тан приказал себе молчать об этом. в конце концов, по иронии их божественного существования, смерть за ним приглядывала с самого рождения и попадания в загробный мир. смерть смотрела за ним, катала его на плечах под высоким потолком около колонн, ухватившись двумя пальцами за щиколотки, чтобы сверкающие пятки не оставляли на ледяных руках ожоги. стопы загрея были настолько яркими, что тану порой было больно на них смотреть, так сильно они напоминали два миниатюрных солнечных диска. загрей рос, а смерть оставалась той же. холодной на ощупь, желтоглазой, иногда рождающей на свет скупые шутки и остроумные фразы. также, как и всегда, смерть нередко пропадала на поверхности.
танатос думает, что именно это и стало причиной, почему загрей стал таким любопытным. он задавался вопросом, куда ушел его брат? затем он задавался вопросом, куда ушел его лучший друг?
любознательность переросло в настойчивое любопытство. любопытство вскрыло факты, о которых в доме говорить не хотел никто. танатос смотрел на это все со стороны молча, иногда наведываясь в покои к принцу ради короткого, насколько позволит время, разговора, состоящего из пары вопросов и скупых фраз.
вначале он ругал себя за это. потом понял, что по другому не умеет. чем лучше он выполнял свою работу, тем больше понимал, как мало они отличаются от людей. он чувствовал странную смесь смущения и унижения, словно сделал то, за что ему стоило стыдиться, хотя видел многое – случалось, что коса рубила головы аккурат во время ночных увеселений.
танатос слышит новости и суетится – надо как можно быстрее закончить свою работу. он знает, что загрея ждет в асфоделе, а потом в элизиуме. танатос знает. загрей – нет. тан так часто видел, к чему приводит не ложь, но банальное молчание, что знал — время дорого.
причиной всему, скорее всего, была обычная вина. вина за то, что танатос был осведомлен и не предупредил. словно одиночка, загрей вынужден изучать каждый уровень владений своего отца, словно рядом не было никого, кто мог бы подсказать и поддержать.
и наряду с этим благородным, в какой то мере, порывом вернуться, мерзкое чувство засело у него внутри. будто танатоса предали, оставили.
он не допускал мысли, что так оно и было. загрей ушел, не оставив после себя ничего, кроме полупустых покоев – зеленоватой примятой кушетки, узоров на углах пергамента, сверкающего зеркала. танатос заходит туда и видит, что принца уже давно там нет. кидает взгляд и не видит ничего, что могло подсказать ему, где искать, чем помочь. хотя бы чего-то, чтобы думать — танатоса помнят, помнят, несмотря на то, что прошло уже без малого несколько лет.
он спрашивает у ахиллеса, у дузы, у орфея, в конце концов, он предпринимает попытку осторожно поинтересоваться у аида, и даже правитель ада с какой-то ноткой усталости и разочарования говорит одно и то же – загрей ушел, мечтая не вернуться.
танатос не понимает, неужели оно того стоит? неужели это тот самый случай, когда надо что-то сделать несмотря на то, что поступок разбивает сердце на миллионы осколков? или загрей ушел, не поколебавшись, не подумав. в какой то степени это было на него так похоже, что кажется, что только такой вариант мог устраивать юное, живое (если можно так сказать) сердце.
смерть от себя не ожидала, что она – обижена. так сильно, что хоть сейчас готова найти и срубить косой голову с плеч, пресекая на корню, возможно, заведомо успешную попытку побега.
получив крохи свободного времени, танатос уходит вниз. его подогревает мысль о мести, хотя в глубине самого себя знает, что никогда так не сделает, что встретит загрея и не сможет сказать ни единой эмоциональной фразы. если загрею это важнее, то он его отпустит. что такое его жизнь по сравнению со временем, которое они провели порознь? ничего другого представить было нельзя.
просто танатосу было неприятно думать, что щепотки времени (для него) проведенные на земле, были приправлены мыслью, что ему всегда есть, куда вернуться.
а когда он вернулся, все, что его ждало – суетливый брат и полупустой дом.
тартар пуст и души жмутся по углам, когда его видят. непонятно, почему, но танатос не обращает на это внимание. в последнем зале кровь на стенах, которую еще не успели убрать. значит, он близко. значит, он почти успел.
в асфоделе ему всегда было неприятно находиться. яркие краски кипящей лавы заставляют глаза болеть, и он смотрит в пол. его ноги, возвышающиеся над поверхностью, ощущают жар высокой температуры. он знает, что даже полыхающие пятки загрея тут долго не протянут. возможно, пока он его ищет, принц давно вернулся домой.
элизиум кажется ему настоящим раем. приглушенные оттенки листвы, отсутствие солнечного света заставляют думать о том, что куча смертных душ чувствовали бы себя здесь лучше, чем на холодной земле. но это ощущение обманчиво. за дверью будут ждать лучники, копейщики и бабочки, которые ранят лучше ведьм.
танатос проходит несколько залов, не встречая сопротивления, и, наконец, его усилия были вознаграждены. за колонной, около полуразрушенного в бою камня, он наблюдает светящийся лавровый венок, еще более яркую пятку и куски окровавленного экзомиса.
к загрею – уставшему, но живому – танатос подлетает в тишине.
— когда ты вернулся домой, тан?
от танатоса не ускользает то, что произнося фразу, загрей сильнее хватается за рукоять меча. смерть удивлена, но смотреть на это было по настоящему больно.
– только что. – отвечает он, мельком оглядывая принца. ссадины, кровоподтеки, невесть откуда струящееся кровь. кривить смысла нет, загрей выглядит отвратительно, и, несмотря на его вероятные надежды, в таком состоянии маловероятно, что до поверхности в этот раз он доберется.
танатос чувствует, что в этом уставшем теле суетится жизнь, хватаясь своими ослабленными, но цепкими пальцами. задается вопросом, пошел ли загрей на сделку с тьмой, выкупив неповиновение смерти. против такого даже тан не мог ничего сделать.
– ну и куда ты бежишь? – задает тан скорее риторический вопрос. – я, конечно, не прельщался, но мне казалось, что ты оставишь хотя бы прощальную записку или типа того.
ему хочется сказать, как он был неприятно удивлен, когда вернулся, но язык не поворачивается. конечно, он мог бы обличить в слова все те ощущения, которые он чувствовал, постараться достучаться до разума того, кто сидел перед ним, едва успев перевести дыхание. так уже было, и все попытки оканчивались ничем – если загрею что-то нужно, загрей это сделает. это было то, что танатос никогда не принимал, и, скорее всего, никогда не примет. он не смог бы переступить через близких, чтобы достичь успеха. эта черта загрея, сколько тан себя помнил, причиняла ему почти физическую боль.
однако, сейчас он не знал, зачем загрей все это устроил. он надеялся, что, узнав причину, он поймет, хотя был уверен, что танатосу некуда будет деть свою обиду. если владыка узнает, что, встретив его сына, тан не рубанул своей косой сию минуту, им обоим несдобровать. времени было мало. они так давно не виделись, и им все равно было так мало отпущено.
две дороги сейчас стояли перед таном. они текли одним руслом, а потом расходились, и в середине одной все было покрыто пеленой неизвестности. вон он встречает зага, вот он стоит над ним. если он ему поможет, он доберется до поверхности. увидит, что там, а потом мойры вернут его назад. и что потом?
однако танатос знал, что он всегда может это прекратить, и загрей не сможет ему противостоять. ни одна душа, ни живая, ни мертвая, не могла противостоять смерти. это русло было ясным, как день. их отношения испорчены, загрей постонно возвращается назад (и, возможно, даже оканчивает эти попытки), занимается загробной работой, и живет в стабильности.
тан считал, это была лучшая жизнь, но ответить на вопрос, что будет лучше для загрея, был еще не готов.